В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

На сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия»1 слайд они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

На 1 этапе ВЫЗОВ идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. На этом этапе можно использовать приём «Заполнение кластеров». Дано ключевое слово keyword и предлагается составить паутину wordwerbУчащиеся делятся на команды, выбирается Капитан команды. Уч-ся читают слова, и обосновывают свой выбор . Использование такого приема как «Кластер, или Гроздья мысли»позволяет вовлечь учеников в процесс поиска нужной идеи, направить их мысль в исследовательское, критическое русло. Благодаря этому приему у учащихся формируются познавательные УУД (моделирование; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; умение работать с опорными схемами).

Главными задачами второго этапа ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ является активное получение информации, соотнесение нового знания с уже известным. Задача учителя на этом этапе – сохранение интереса учеников к теме при непосредственной работе с новой информацией, установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. Для достижения этого хорошо использовать методы активного чтения, то есть процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика.

Для формирования личностных УУД (самопределения) и познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний) можно использовать таблицу «Знаю – Узнал – Хочу знать – Новое для меня». До ознакомления с новой информацией учащиеся вспоминают и записывают факты, которые им уже известны по этой теме, в верхнюю левую колонку таблицы «знаю». Затем уч-ся  знакомятся с новой информацией –текст для чтения и записывают её в среднюю колонку «узнал».Затем они формулируют вопросы и записывают их в 3 колонку И только после этого, когда личный опыт каждого учащегося обогащен, они заполняют 4 колонку

З

Х

У

     

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся, логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

При работе с текстом можно использовать технологию дифференцированного обучения: команда с сильными уч-ся получает задание: составить вопросы к тексту или ответить на вопросы, составленные заранее учителем или такое задание, как «Одобри или опровергни утверждение» Вопросы  зачитывает другая команда. Утверждения могут быть на карточках. За правильно составленный вопрос или ответ команда получает баллы. Команда со слабыми уч-ся выполняет задание полегче: True or False statements или выписать из текста существительные, прилагательные, глаголы. После ознакомления  с текстом можно провести работу в парах в форме диалога, используя заполненную таблицу, используя технологию коммуникативного обучения.

Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Saytrue, falseordon’tknow» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.

Приём Дебаты позволяет  учащимся правильно обосновывать свою позицию по определённой ситуации, высказывать своё мнение, соглашаться или нет с каким-либо утверждением. После обсуждении ситуации в группах уч-ся отстаивают свою точку зрения, а уч-ся другой группы дополняют информацию.

Таким образом, все выше перечисленные приемы, используемые на стадии осмысления, являются основными признаками осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующими к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас, и способствуют формированию познавательных УУД.

На3 этапе РЕФЛЕКСИЯ учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, формируют личностное отношение к тексту и фиксируют его. Задача учителя – вернуть учеников к первоначальным записям, внести в них изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

На этом этапе у учащихся формируются личностные (самоопределение), регулятивные (контроль, оценка, саморегуляция), познавательные (структурирование знаний, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной речи) и коммуникативные (умение выражать свои мысли; оценивать качества своей и общей учебной деятельности) универсальные учебные действия.  Рассмотрим приемы, которые можно использовать на этой стадии.

Приём «синквейн» – с французского языка 5 строк. В 1 строке тема называется одним словом-именем существительным. Вторая строка-описание темы в двух словах- 2 прилагательных. Третья строка- описание действия тремя глаголами. Четвёртая- это словосочетание. Пятая строка – предложение, содержащее резюме вышеизложенного.

Синквейн развивает критическое мышление. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Для того чтобы начать рефлексировать по поводу своей деятельности, необходимо создать среду для рефлексии, которая включает: 1) особое пространство («круглые столы», педагогические гостиные, клубы); 2) положительное восприятие друг друга в процессе рефлексии.

Уровень критического мышления будет достаточно развитым, если ученик показывает способность находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Большое значение в технологии развития критического мышления также отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами, которые являются основной движущей силой мышления. Один из приемов, позволяющий эффективно обучать умению задавать вопросы, – это таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Логическим завершением чтения на этапе рефлексия является короткая письменная работа (в терминологии технологии – «эссе»). Учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему.В настоящее время эссе часто называют «по­током сознания, перенесенного на бумагу».

Критическое мышление способствует развитию личностных УУД, таких как  самоопределение и смыслообразование, поскольку «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
 
Технология-развития-критического-мышления.docx (222 downloads)

Leave a Reply

Календарь
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Great Britain